ЗАНЯТИЕ 1: «МЕСТНОСТЬ И ЕЕ ТАКТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА»
Вопрос 1. Оценка общего характера местности: условий проходимости, маскировки, наблюдения и защитных свойств.
Умение ориентироваться на местности и выдерживать заданные направления движения имеет большое значение для успешного ведения боевых действий войск. Подразделения артиллерии, которые в ходе боя совершают передвижение, выполняют огневые задачи с различных ОП, могут успешно действовать только в том случае, если их прибытие в новые районы ОП, рубежи развертывания КНП будет своевременным, определение координат элементов боевого порядка будет точным и своевременным. А эта задача возлагается в первую очередь на командира взвода, батареи. Так же на успех боя, зависит правильный выбор командиром взвода района ОП, места КНП с учетом максимального использования возможностей боевой техники подразделения, тактических свойств местности — это достигается умением, изучением характера местности района боевых действий по топографической карте. Одна и та же местность может дать больше преимуществ тому, кто лучше ее изучил и более умело использует,
Местность это часть земной поверхности со всеми ее элементами:
рельефом, населенными пунктами, дорожной сетью, гидрографией, растительным покровом и грунтами.
Основные источники получения данных о местности:
1.Личный осмотр местности. Однако он не позволяет изучать местность ночью, a также в полном объеме в глубине обороны противника.
2.По топографической карте — основной способ в современном бою.
3.По аэрофотоснимкам.
4.Опрос местных жителей и допрос пленных. Изучение местности по карте должно в последующем уточняться в ходе личного осмотра местности. Свойства местности, оказывающие влияние на организацию и ведение боя, применение оружия и боевой техники называется тактическими свойствами
К основным относятся:
- Проходимость это то свойство местности, влияющее на передвижение подразделений на технике и в пешем порядке. Проходимость любой местности определяется, прежде всего, наличием дорожной сети. Чем сильнее развита сеть дорог, тем доступнее местность для действий подразделений. Особенно велико значение дорожной сети в лесисто-болотистой, горной и пустынной местности. Проходимость местности вне дорог зависит главным образом от характера рельефа, почвенно-растительного покрова, наличия и характера рек и озер, времени года и погодных условий. При изучении проходимости местности по карте определяется крутизна скатов на вероятных маршрутах движения и сравнения ее к возможностям техники подразделения.
- Защитные свойства местности — это свойства ослабляющие действие поражающих факторов ядерного и обычного оружия. Они определяются главным образом характером рельефа и растительного покрова. При изучении местности по карте определяют наличие в районе боевых действий укрытий: пещеры, туннелей, ямы, овраги, канавы, насыпи, балки, участки местности с крутыми скатами, леса, кустарники.
- Маскирующие свойства — это свойства местности, позволяющие скрыть от противника расположение и передвижение личного состава и боевой техники.
- Условия наблюдения это свойство местности, влияющее на получение сведения о противнике (разведка целей).
Для его изучения по карте с района КНП определяют:
— точки и высоты расположения КНП, в зависимости от характера скатов;
— видимость различных объектов разведанных целей) в расположении противника (построение треугольника, сопоставление высот).
— определение и нанесение полей невидимости.
- Условия ведения огня — это свойство местности, обеспечивающее удобное и скрытое от наблюдения противника расположение огневых средств, ведение точного огня, а также корректирование стрельбы.
Предварительное изучение условий ведения огня по карте сводится:
- Определение глубины укрытия
- Определение угла укрытия
- Определение форм скатов для стрельбы из стрелкового оружия.
- Условие ориентирования — это свойство местности, влияющее на определение своего местоположения на карте нужного направления движения относительно сторон горизонта окружающих объектов, своих войск и войск противника.
Они определяются наличием на местности характерных форм рельефа местных предметов отчетливо выделяющихся среди других объектов и удобных для использования в качестве ориентиров.
- Условие инженерного оборудования — это свойство местности, влияющее на проведение инженерных работ, зависит от характера грунта, наличия стройматериалов и др.
Вопрос. 2. Ориентирование карты по компасу, линиям местности, местным предметам и деталям рельефа. Топографическое ориентирование.
Топографическая карта надежный путеводитель по незнакомой местности. Значение карты, как средства ориентирования особенно воз росло в современном бою, когда подразделения быстро перемещаются на большие расстояния днем и ночью, часто действуют самостоятельно при решении многих боевых задач.
Ориентирование по карте путем сличения ее с местностью в настоящее время является основным способом ориентирования,
Ориентирование на местности по карте включает:
- Ориентирование карты.
- Сличение ее с местностью.
- Определение своего местоположения (точки стояния).
Ориентировать карту — это, значит, расположить ее в горизонтальной плоскости так чтобы северная (верхняя) сторона рамки карты была обращена на север. При таком положении карты расположение местных предметов и форм рельефа на местности будет соответствовать рае расположению их условных знаков на карте.
Ориентирование карты может быть выполнено:
- По компасу
- По линейному ориентиру (до рога, просека, линия ЛЭП и т.д.)
- По направлению на ориентир (местный предмет, детали рельефа)
- По небесным светилам (Солнцу, Полярной звезде). Сличение карты с местностью значит находить на ней изображения окружающих предметов и форм рельефа и наоборот, опознавать на местности объекты, показанные на карте.
Топографическое ориентирование.
При действии подразделений в различных условиях местности и видимости быстрое и точное ориентирование подчиненных является важнейшей задачей командира.
Ориентирование подчиненных на местности называется топографическим ориентированием.
При топографическом ориентировании указывают:
- Время и направление на одну из сторон горизонта (обычно в управлении противника или на север).
- Свое местоположение.
- Направление на окружающие местные предметы и формы рельефа.
В часы самоподготовки выписать пример задачи топографического ориентирования (Бызов » Военная топография», стр.156, рис. 7, 10).
Вопрос 3. Ориентирование на местности по карте. Определение по карте (аэроснимку) точки стояния различными способами.
Точка стояния может быть определена на карте различными способами: по ближайшим ориентирам на глаз, промером расстояния, по направлению на ориентир и расстоянию до него, по створу и засечкой. Способ определения точки стояния выбирается с учетом имеющегося времени, условий обстановки и требуемой точности.
Определение своего местоположения по ближайшим ориентирам на глаз. Это наиболее распространенный способ. На ориентированной карте опознают один-два местных предмета, видимых на местности, затем определяют глазомерно свое местоположение относительно этих предметов по направлениям и расстояниям до них и намечают на карте точку своего стояния
Если точка стояния на местности находится рядом с каким-либо местным предметом, изображенным на карте, то местоположение условного знака этого предмета будет совпадать с искомой точкой стояния.
Промером расстояния. Этот способ чаще всего применяется при движении по линейному ориентиру или вдоль него (по дороге, просеке и т. п.), а также при движении по азимутам. На исходном пункте записывают отсчет по спидометру и начинают движение. При определении своего местоположения следует на карте отложить расстояние, пройденное от исходного пункта до точки остановки. Если движение совершается в пешем порядке или на лыжах, пройденное расстояние определяют шагами или по времени движения.
По направлению на ориентир и расстоянию до него точка стояния может быть определена, если на местности и на карте опознан лишь один ориентир. В этом случае на ориентированной карте к условному знаку опознанного ориентира прикладывают линейку, визируют ее на ориентир на местности, по краю линейки прочерчивают прямую линию и откладывают на ней расстояние до ориентира. Полученная на линии визирования точка и будет искомой точкой стояния.
По створу. Створом называется прямая линия, проходящая через точку стояния и две другие характерные точки местности (ориентиры).
Если машина находится на линии створа, ее местоположение на карте может быть определено: по створу и линейному ориентиру (рис. 7.4). Находясь на линейном ориентире и в створе с двумя другими местными предметами, достаточно прочертить на карте прямую через условные знаки местных предметов, в створе с которыми находится точка стояния на местности, до пересечения с линейным ориентиром (дорогой). Точка пересечения линии створа с дорогой и будет искомой точной стояния; по створу и боковому ориентиру.
В приведенном на рис. 7.5 примере створом служит направление улицы населенного пункта. Для определения точки стояния ориентируют карту по линии створа, а затем, приложив линейку к боковому ориентиру (отдельное дерево), визируют на него и прочерчивают прямую до пересечения с линией створа. На пересечении линии створа с линией визирования на ориентир и будет находиться точка стояния; по измеренному расстоянию. На карте прочерчивают линию створа. Затем определяют расстояние до ближайшего ориентира, находящегося на линии створа, и откладывают это расстояние на прочерченной прямой (от ориентира на себя). Полученная на прямой точка будет точкой стояния.
Засечкой точку стояния определяют при условии хорошего обзора местности и наличия на ней местных предметов и форм рельефа, которые могут служить надежными ориентирами.
По боковому ориентиру (рис. 7.6) засечка производится, как правило, при движении по дороге или вдоль какого-либо линейного ориентира. Находясь на дороге, ориентируют карту, опознают на карте изображение хорошо видимого на местности предмета (ориентира), прикладывают визирную линейку к условному знаку ориентира и визируют на него, затем, не изменяя положения линейки, прочерчивают на карте прямую линию до пересечения с условным знаком дороги. Место пересечения прочерченной линии с условным знаком дороги будет искомой точкой стояния. Этим способом наиболее точно определяют свое местоположение на карте, если направление на боковой ориентир пересекается с направлением движения под прямым углом. Такой случай называется за сечкой по перпендикуляру.
По двум — трем ориентирам (рис. 7.7) засечка чаще всего выполняется, когда свое местоположение на карте не обозначено. Карту ориентируют по компасу и опознают на местности два-три ориентира, изображенных на карте. Затем, как и в предыдущем случае, визируют поочередно на выбранные ориентиры и прочерчивают по линейке направления от ориентиров на себя. Все эти направления должны пересечься в одной точке, которая будет точкой стояния. Такая засечка называется обратной.
По измеренным (построенным) углам (способ Болотова) засечка выполняется в такой последовательности
с помощью башенного угломера или другим способом, например компасом, измеряют горизонтальные углы между тремя ориентирами, выбранными вокруг точки стояния и четко изображенными на карте;
строят измеренные углы на прозрачной бумаге (кальке) при нанесенной произвольно точке, принимаемой за точку стояния; эти углы могут быть построены и непосредственным визированием с помощью линейки на выбранные ориентиры на местности;
накладывают прозрачную бумагу (кальку) на карту так, чтобы каждое прочерченное на ней направление прошло через условный знак того ориентира, на который оно проведено при визировании или построении по измеренным углам;
совместив все направления с соответствующими им условными знаками ориентиров, перекалывают на карту намеченную, на листе прозрачной бумаге (кальке) точку, при которой построены направления. Эта точка и будет точкой стояния.
По обратным дирекционным углам (рис. 7.9) засечку выполняют чаще всего в обстановке, когда нельзя работать открыто с картой на местности. В этом случае измеряют компасом обратные азимуты с точки стояния на два-три точечных ориентира, видимые на местности и опознанные на карте. Значения обратных азимутов отсчитывают по шкале компаса против указателя, расположенного у целика. Измеренные азимуты переводят в дирекционные углы. Затем, построив эти углы при соответствующих ориентирах на карте, прочерчивают направления до пересечения друг с другом. Точка пересечения направлений и будет точкой стояния.
При определении точки стояния любым способом засечки следует выбирать направления так, чтобы они пересекались под углом не менее 30° и не более 150°. При всех возможных случаях проверяют положение полученной точки стояния визированием на дополнительный местный предмет (ориентир). Если при пересечении трех направлений образовался треугольник, точку стояния ставят в его центре. При больших размерах треугольника, когда его стороны более 3 мм, засечку необходимо повторить, предварительно проверив точность ориентирования карты.