Постерuchebniy-center.ru

ЗАНЯТИЕ 2: «ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ ПО КАРТЕ»

Вопрос 1 Ориентирование карты. Сличение карты с местностью.

Карта — основное средство ориентирования на местности

Топографическая карта — надежный путеводитель по незнакомой местности. По ней можно быстро и точно определить свое местоположение и уверенно выдержать заданный или намеченный маршрут движения.

Значение карты как средства ориентирования особенно возросло в современном бою, когда подразде­ления быстро перемещаются на большие расстояния днем и ночью, часто действуют самостоятельно при решении многих боевых задач.

Ориентирование по карте путем сличения ее с местностью в настоящее время является основным способом ориентирования. Оборудование боевых и специальных машин навигационной аппаратурой не умаляет значение карты. Эта аппаратура лишь частично автоматизирует процесс ориентирования на местности по карте.

При ориентировании на местности командиры подразделений обычно пользуются топографическими картами масштаба 1:50 000 и 1:100000.

Ориентирование по карте включает: ориентирование карты, сличение ее с местностью с использованием ближайших ориентиров и определение своего местоположения (точки стояния). После этого карту сличают с местностью, используя удаленные ориентиры, и убеждаются в правильности ориентирования на местности. Все эти действия взаимосвязаны и выполняются обычно без разделения вначале приближенно, а затем более точно различными приемами в зависимости от условий местности и видимости.

Ориентирование карты. Ориентировать карту — это, значит, расположить ее в горизонтальной плоскости так, чтобы северная (верхняя) сторона рамки карты была обращена на север. При таком положении карты расположение местных предметов и форм рельефа на местности будет соответствовать расположению их условных знаков на карте,

Ориентирование карты может быть выполнено по линейному ориентиру или направлению на ориентир, когда на карте заранее известно свое местоположение (точка стояния). Если точка стояния неизвестна, карту ориентируют по сторонам горизонта.

По линейному ориентиру карта может быть ориентирована приближенно или точно.

Для приближенного ориентирования достаточно повернуть карту так, чтобы мысленно проведенное от точки стояния направление вдоль условного знака линейного ориентира на карте, например, дороги, совпало с направлением этого ориентира на местности. Приближенное ориентирование карты выполняют чаще всего на марше при сличении карты с местностью в движении и контроле за прохождением заранее намеченных ориентиров — перекрестков и развилок дорог, мостов, населенных пунктов и других характерных объектов. Свое местоположение на карте в таком случае определяют также приближенно на глаз

Для точного ориентирования карты используют визирную линейку или карандаш. Приложив линейку к условному знаку линейного ориентира, например, дороги, совмещают ее направление с направлением этого ориентира на местности. Затем проверяют, все ли местные предметы и формы рельефа, расположен­ные на местности справа и слева от дороги, имеют такое же расположение на карте. Если это условие выполнено, карта ориентирована правильно.

По направлению на ориентир карту ориентируют так же, как и по линейному ориентиру. Отличие состоит лишь в том, что вместо линейного ориентира используют направление от точки стояния на какой-либо удаленный местный предмет (отдельное дерево, мост, ретранслятор, т. е. точечный ориентир), надежно опознанный на местности и на карте. При приближенном ориентировании карты этим приемом ее поворачивают в горизонтальном положении так, чтобы мысленно проведенное на карте направление от точки стояния на условный знак местного предмета примерно совпало с этим направлением на местности.
Точное ориентирование карты по направлению на удаленный местный предмет (ориентир) выполняют с помощью визирной линейки или карандаша (рис. 7.2). Линейку прикладывают на карте боковой гранью к точке стояния (отдельный камень) и условному знаку того же предмета, по направлению на который ориентируют карту (железнодорожный мост). Затем поворачивают карту в горизонтальном положении так, чтобы предмет на местности оказался на линии визирования. В таком положении карта будет ориентирована точно.

По компасу карту ориентируют, когда не определено свое местоположение на ней или с точки стояния не видно ориентиров. При приближенном ориентировании карты по компасу вначале определяют направление на север, замечают в этом направлении какой-либо ориентир и затем поворачивают карту так, чтобы верхняя (северная) сторона рамки карты была обращена в направлении ориентира.

При точном ориентировании карты по компасу вначале указатель отсчета компаса устанавливают против деления шкалы, равного поправке буссоли. Затем устанавливают компас на любую вертикальную линию координатной сетки так, чтобы с ней совпадали верхний и нижний указатели отсчетов компаса, а нулевой отсчет был направлен к северной стороне рамки карты. Не меняя положения компаса после этого, карту поворачивают в горизонтальной плоскости до тех пор, пока северный конец магнитной стрелки не установится против отсчета, который был предварительно установлен на шкале.

Если компас прикладывается к боковой (восточной или западной) рамке карты, то предварительно на шкале компаса устанавливается отсчет, равный магнитному склонению для данного листа карты.

Если поправка буссоли (магнитное склонение) положительная (восточная), указатель отсчета устанавливают вправо от нулевого деления шкалы, а если отрицательная (западная) — влево.

В том случае, когда поправка буссоли (магнитное склонение) меньше 3°, т. е. равна цене деления шкалы компаса, она при ориентировании карты не учитывается.

По небесным светилам (Солнцу, Полярной звезде, Луне) карту ориентируют приближенно. Вначале определяют по небесным светилам направление на север и замечают в этом направлении какой-нибудь ориентир. Затем поворачивают карту так, чтобы ее верхняя (северная) рамка была обращена в сторону этого ориентира.

Топографическое ориентирование. При действиях подразделения в различных условиях местности и видимости быстрое и точное ориентирование подчиненных является важнейшей задачей командира.

Ориентирование подчиненных на местности называется топографическим ориентированием. Оно способствует быстрому уяснению подчиненными местоположения ориентиров, рубежей, целей и своих боевых задач. Топографическое ориентирование предшествует тактическому и является важным первичным этапом работы командира подразделения при постановке и уточнении боевых задач подчиненным.

При топографическом ориентировании вначале указывают время и направление на одну из сторон горизонта, обычно в направлении действий или на север. Затем указывают свое местоположение (местоположение подразделения), направления на окружающие местные предметы и формы рельефа и расстояния до них. Направления указывают относительно своего положения (справа, прямо, слева) или по сторонам горизонта. Время — местное, наименование предметов — по топографической карте.

В результате топографического ориентирования — подчиненные уясняют, где они находятся, направления на населенные пункты, реки, озера и другие крупные местные предметы, расположенные на удалении до 5—10 км, точные (некодированные) названия этих местных предметов.

Например (рис. 7.10): «Время местное — 18.35. Север — железнодорожный мост. Находимся на высоте с отметкой 211,7. Справа, 3 км — Ивановка; прямо, 4 км — река Бежица, 10 км — Каменск; слева, 3 км — озеро «Глубокое». После этого командир ука­зывает ориентиры и проводит тактическое ориентирование.

Топографическое ориентирование может приме­няться при докладах по средствам связи о своем местоположении в тех случаях, если нет карты или потеряна ориентировка на местности. Например: «Нахожусь на кургане, 2 км на север — железнодорожный мост; 900 м на юго-запад — лес; 5 км на юг — две заводские трубы». По указанным местным предметам (ориентирам) старший начальник определяет местоположение подразделения на топографической карте. Поэтому при топографическом ориентировании выбираются наиболее характерные площадные и линейные ориентиры, которые легко и быстро можно найти на карте.

Сличение карты с местностью. При ориентировании и работе с картой в полевых условиях постоянно приходится сличать ее с местностью, т. е. находить на карте изображения окружающих местных предметов и форм рельефа и, наоборот, опознавать на местности объекты, показанные на карте.

Сличая карту с местностью, можно точно определить свое местоположение, быстро и подробно изучить местность, выявить происшедшие на ней изменения по сравнению с картой, уточнить расположение наблюдаемых целей, ориентиров и других важных объектов, а при необходимости и определить направления на объекты, изображенные на карте, но невидимые с точки стояния.

Карту сличают с местностью обычно в такой последовательности.

Вначале после приближенного ориентирования карты находят на ней изображения близко расположенных и хорошо видимых на местности объектов. По ним определяют свое местоположение (точку стояния). Затем точно ориентируют карту и опознают на ней и местности удаленные объекты. При осмотре местности карту все время держат перед собой в ориентированном положении.

Для нахождения на карте условного знака объекта, видимого на местности, мысленно или по линейке проводят на ориентированной карте линию с точки стояния на объект местности, измеряют до него расстояние и откладывают это расстояние в масштабе карты по линии. Затем находят условный знак видимого объекта или убеждаются в том, что этот объекта карте не показан.

Нахождение на местности объекта, изображенного на карте, выполняют в таком порядке. Вначале находят точку своего стояния и определяют по карте расстояние до отыскиваемого объекта. Затем прикладывают к точке стояния и условному знаку отыскиваемого объекта линейку, точно ориентируют карту, визируют вдоль линейки и, учитывая расстояние до объекта, отыскивают его на местности.

Вопрос 2. Определение по карте (аэроснимку) точки стояния различными способами.

Точка стояния может быть определена на карте различными способами: по ближайшим ориентирам на глаз, промером расстояния, по направлению на ориентир и расстоянию до него, по створу и засечкой. Способ определения точки стояния выбирается с учетом имеющегося времени, условий обстановки и требуемой точности.

Определение своего местоположения по ближайшим ориентирам на глаз. Это наиболее распространенный способ. На ориентированной карте опознают один-два местных предмета, видимых на местности, затем определяют глазомерно свое местоположение относительно этих предметов по направлениям и расстояниям до них и намечают на карте точку своего стояния (рис. 7.3).

Если точка стояния на местности находится рядом с каким-либо местным предметом, изображенным на карте, то местоположение условного знака этого предмета будет совпадать с искомой точкой стояния.

Промером расстояния. Этот способ чаще всего применяется при движении по линейному ориентиру или вдоль него (по дороге, просеке и т. п.), а также при движении по азимутам. На исходном пункте записывают отсчет по спидометру и начинают движение. При определении своего местоположения следует на карте отложить расстояние, пройденное от исходного пункта до точки остановки. Если движение совершается в пешем порядке или на лыжах, пройденное расстояние определяют шагами или по времени движения.

По направлению на ориентир и расстоянию до него точка стояния может быть определена, если на местности и на карте опознан лишь один ориентир. В этом случае на ориентированной карте к условному знаку опознанного ориентира прикладывают линейку, визируют ее на ориентир на местности, по краю линейки прочерчивают прямую линию и откладывают на ней расстояние до ориентира. Полученная на линии визирования точка и будет искомой точкой стояния.

По створу. Створом называется прямая линия, проходящая через точку стояния и две другие характерные точки местности (ориентиры).

Если машина находится на линии створа, ее местоположение на карте может быть определено: по створу и линейному ориентиру (рис. 7.4). Находясь на линейном ориентире и в створе с двумя другими местными предметами, достаточно прочертить на карте прямую через условные знаки местных предметов, в створе с которыми находится точка стояния на местности, до пересечения с линейным ориентиром (дорогой). Точка пересечения линии створа с дорогой и будет искомой точной стояния; по створу и боковому ориентиру.

В приведенном на рис. 7.5 примере створом служит направление улицы населенного пункта. Для определения точки стояния ориентируют карту по линии створа, а затем, приложив линейку к боковому ориентиру (отдельное дерево), визируют на него и прочерчивают прямую до пересечения с линией створа. На пересечении линии створа с линией визирования на ориентир и будет находиться точка стояния; по измеренному расстоянию. На карте прочерчивают линию створа. Затем определяют расстояние до ближайшего ориентира, находящегося на линии створа, и откладывают это расстояние на прочерченной прямой (от ориентира на себя). Полученная на прямой точка будет точкой стояния.
Засечкой точку стояния определяют при условии хорошего обзора местности и наличия на ней местных предметов и форм рельефа, которые могут служить надежными ориентирами.

По боковому ориентиру (рис. 7.6) засечка производится, как правило, при движении по дороге или вдоль какого-либо линейного ориентира. Находясь на дороге, ориентируют карту, опознают на карте изображение хорошо видимого на местности предмета (ориентира), прикладывают визирную линейку к условному знаку ориентира и визируют на него, затем, не изменяя положения линейки, прочерчивают на карте прямую линию до пересечения с условным знаком дороги. Место пересечения прочерченной линии с условным знаком дороги будет искомой точкой стояния. Этим способом наиболее точно определяют свое местоположение на карте, если направление на боковой ориентир пересекается с направлением движения под прямым углом. Такой случай называется за сечкой по перпендикуляру.

По двум — трем ориентирам (рис. 7.7) засечка чаще всего выполняется, когда свое местоположение на карте не обозначено. Карту ориентируют по компасу и опознают на местности два-три ориентира, изображенных на карте. Затем, как и в предыдущем случае, визируют поочередно на выбранные ориентиры и прочерчивают по линейке направления от ориентиров на себя. Все эти направления должны пересечься в одной точке, которая будет точкой стояния. Такая засечка называется обратной.

По измеренным (построенным) углам (способ Болотова) засечка выполняется в такой последовательности

с помощью башенного угломера или другим способом, например компасом, измеряют горизонтальные углы между тремя ориентирами, выбранными вокруг точки стояния и четко изображенными на карте;

строят измеренные углы на прозрачной бумаге (кальке) при нанесенной произвольно точке, принимаемой за точку стояния; эти углы могут быть построены и непосредственным визированием с помощью линейки на выбранные ориентиры на местности;
накладывают прозрачную бумагу (кальку) на карту так, чтобы каждое прочерченное на ней направление прошло через условный знак того ориентира, на который оно проведено при визировании или построении по измеренным углам;

совместив все направления с соответствующими им условными знаками ориентиров, перекалывают на карту намеченную, на листе прозрачной бумаге (кальке) точку, при которой построены направления. Эта точка и будет точкой стояния.

По обратным дирекционным углам (рис. 7.9) засечку выполняют чаще всего в обстановке, когда нельзя работать открыто с картой на местности. В этом случае измеряют компасом обратные азимуты с точки стояния на два-три точечных ориентира, видимые на местности и опознанные на карте. Значения обратных азимутов отсчитывают по шкале компаса против указателя, расположенного у целика. Измеренные азимуты переводят в дирекционные углы. Затем, построив эти углы при соответствующих ориентирах на карте, прочерчивают направления до пересечения друг с другом. Точка пересечения направлений и будет точкой стояния.

При определении точки стояния любым способом засечки следует выбирать направления так, чтобы они пересекались под углом не менее 30° и не более 150°. При всех возможных случаях проверяют положение полученной точки стояния визированием на дополнительный местный предмет (ориентир). Если при пересечении трех направлений образовался треугольник, точку стояния ставят в его центре. При больших размерах треугольника, когда его стороны более 3 мм, засечку необходимо повторить, предварительно проверив точность ориентирования карты.

Вопрос 3. Ориентирование на местности по карте в движении. Особенности ориентирования в различных условиях.

Уверенное ориентирование и выдерживание заданного направления движения по карте во многом зависит от подготовки к ориентированию. Основной задачей при этом является предварительное изучение условий ориентирования по маршруту движения и заблаговременная подготовка данных, необходимых для контроля правильности движения.

Подготовка к ориентированию включает в зависимости от обстановки полностью или частично следующие мероприятия: выбор и изучение маршрута движения, подъем его на карте; определение протяженности маршрута и разбивка его на отдельные участки; определение магнитных азимутов направлений движения на участках, затруднительных для ориентирования по карте; проверку исправности компаса (гирополукомпаса) и спидометра.

Выбор и изучение маршрута. Маршрут движения выбирается по карте с учетом условий обстановки и характера местности. Предпочтение отдается дорогам с твердым покрытием. Очень важно, чтобы на маршруте было меньше препятствий, а также мостов, путепроводов, плотин и т. п., которые могут быть преднамеренно разрушены или заминированы. Во всех случаях заранее намечаются объезды таких препятствий.

Изучение заданного или выбранного маршрута движения выполняют в такой последовательности:

  • внимательно знакомятся с маршрутом и устанавливают характер и состояние дорог, возможную скорость движения по отдельным участкам маршрута, препятствия и пути их объезда, защитные и маскирующие свойства местности. Если есть вероятность встречи с противником, то определяют выгодные рубежи, овладение которыми дает преимущество в применении огневых средств как своему экипажу (подразделению), так и противнику, устанавливают возможность скрытного проведения маневра при подходе к ним;
  • изучают условия ориентирования по всему маршруту, устанавливают наличие придорожных сооружений, других характерных местных предметов и форм рельефа, которые смогут служить надежными ориентирами. Особенно тщательно изучают места поворотов маршрута, перекрестков и развилок дорог, въездов в населенные пункты и выездов из них;
  • по всему маршруту выбирают через 5—10 км контрольные ориентиры; они должны быть наиболее устойчивыми объектами местности и легко опознаваться при подъезде к ним.

Подъем маршрута на карте. Маршрут на карте поднимают цветным карандашом обычно коричневого цвета. Контрольные ориентиры обводят кружками. Вдоль маршрута проводят сплошную линию рядом с дорогой, прерывая ее в местах, где имеются подписи или изображены местные предметы. Ориентиры при необходимости поднимаются увеличением условного знака, подтушевкой, подчеркиванием названий прямой линией с целью их большей наглядности и читаемости на карте.

Определение протяженности маршрута и разбивка его на отдельные участки. Расстояния по маршруту измеряют дважды с возможно большей точностью. Вначале определяют расстояния между контрольными ориентирами, в измеренные расстояния вводят поправки за рельеф и извилистость маршрута (см. табл. 3.2). Окончательный результат подписывают в знаменателе (у соответствующих контрольных ориентиров) нарастающим итогом от исходного пункта

Перед началом движения на исходном пункте переводят расстояния между ориентирами в показания спидометра и подписывают их в числителе.

Если по этой же карте планируется марш, то протяженность маршрута измеряется вторично с помощью курвиметра, одновременно отмечаются десятикилометровые участки.

При подготовке к движению в условиях, неблагоприятных для ориентирования, определяют и подписывают на карте магнитные азимуты направлений движения, чтобы можно было быстро перейти к ориентированию в пути по компасу (гирополукомпасу).

При изучении маршрута и его оформлении на карте запоминают названия крупных населенных пунктов, по которым проходит маршрут, а при нали­чии времени изучают и запоминают местность вдоль всего маршрута в полосе шириной 2—4 км. Предварительное изучение маршрута и подготовка карты имеют большое значение для точного вы­держивания направления и своевременного выхода в указанный район. Если же время не позволяет полностью подготовить карту и детально изучить местность, то вначале, ознакомившись с маршрутом, сле­дует поднять его, а при первой возможности наметить ориентиры и определить расстояния до них.

Ориентирование в пути. Перед началом движения на исходном пункте записывают показания спидометра, время начала движения, сличают карту с мест­ностью и ориентируют ее по ходу движения (по дороге).

Во время движения карту держат перед собой ориентированной, постоянно сличают ее с местностью, следят за прохождением намеченных ориентиров, сверяя показания спидометра. Таким образом, осуществляется непрерывное ориентирование, которое обеспечивает правильность выдерживания указанного направления движения.

На марше к карте обязательно обращаются при подходе к перекрестку или развилке дорог. Примерно за 200—500 м до поворота механику-водителю указывают место предстоящего поворота и направление дальнейшего движения. Например: «Через 400 м поворот направо на просеку».

При въезде в лес или на участок, где мало ориентиров, записывают показания спидометра. Это позволяет в любой момент времени определить свое местоположение по пройденному расстоянию, которое при необходимости откладывают на карте.

При наблюдении за ориентирами в пути, особенно при движении ночью, обычно привлекают всех членов экипажа. Для этого их предварительно зна­комят с маршрутом движения, а в ходе марша зара­нее предупреждают о предстоящем появлении ориентира.

Для контроля движения наряду с местными предметами следует широко использовать формы рельефа: характерные высоты и хребты, лощины, овраги, обрывы. Это особенно важно при движении на местности, где произошли сильные изменения, так как местные предметы могут быть уничтожены или со­зданы вновь, а основные формы рельефа, как правило, остаются неизменными.

Особенности ориентирования в различных условиях и восстановление потерянной ориентировки

Ориентирование в горах значительно усложнено из-за глубокой расчлененности горного рельефа и ма­лого количества ориентиров. Вершины, избранные в качестве ориентиров, резко меняют свои очертания, если смотреть на них с разных сторон, а иногда и вообще теряются из виду.

Маршрут движения в горной местности намечают обычно по лощинам, горным проходам и перевалам. В качестве ориентиров вдоль намеченного маршрута выбирают выделяющиеся вершины, седловины, обрывы, скалы, осыпи, а также все местные предметы, которые встречаются довольно редко и поэтому хорошо опознаются. Кроме ориентиров по маршруту по­лезно наметить вспомогательные ориентиры, видимые с многих точек маршрута. Ими могут быть выступы горного хребта, заснеженные вершины гор. Вспомогательные ориентиры используются для выдерживания общего направления движения.

Важнейшим условием правильного ориентирования в горах является умение читать по карте рельеф. На отмеченном, на карте маршруте следует стрелками показать подъемы и спуски на каждом участке с указанием их крутизны. Эти данные помогают выдержать намеченный маршрут, так как подъемы и спуски хорошо чувствуются во время движения машины.

Направления на стороны горизонта, по которым чаще всего ориентируют карту в горах, определяют по небесным светилам, различным признакам местных предметов и по компасу. При пользовании компасом необходимо учитывать, что в горах часто встречаются локальные аномалии, которые на карте могут быть не показаны. Поэтому направления на стороны горизонта, определенные по компасу, следует контролировать по небесным светилам и местным признакам.

Ориентирование в лесу затруднено из-за ограниченности обзора местности. Маршрут движения намечают, как правило, по дорогам и просекам. При этом надо учитывать, что грунтовые дороги в лесу обычно мало наезжены и нередко могут быть не показаны на карте, так как являются временными. Поэтому при подготовке карты целесообразно опреде­лить и выписать азимуты каждого участка дороги. Эти данные позволяют при встрече на маршруте дороги, не показанной на карте, проверить по компасу направление движения на любом участке маршрута, Заранее необходимо также изучить характер рельефа и гидрографии. Взаимное расположение возвышенностей, ручьев, рек, озер, отмеченных растушевкой на карте, облегчает определение своего местоположения.

Правильность выдерживания маршрута в лесу контролируют главным образом по пройденным расстояниям.

Ориентирование в пустынно-степной местности затруднено ее однообразием и неразвитостью дорожной сети. Дороги обычно слабо наезжены и малозаметны. Маршрут движения в пустынной местности выбирают так, чтобы он включал имеющиеся на местности ориентиры: дороги, русла высохших рек, отдельные курганы, колодцы, оазисы и др. Движение совершают по азимутам, которые определяют заранее. Общее направление движения выдерживают по небесным светилам, а также по расположению дюн, барханов и ряби па песке, которое зависит от направления господствующего ветра и практически постоянно для данного района.

При изучении маршрута по карте необходимо выявить и поднять на карте все отдельные, хотя и небольшие, высоты и курганы, так как с их помощью можно компасной засечкой определять свое местоположение.

Ориентирование в крупном населенном пункте затруднено не только из-за ограниченной видимости, но и из-за обилия мелких ориентиров, которые часто на карте не показываются. Маршрут в крупном населенном пункте намечают, как правило, по основным проездам, главным и магистральным улицам. Такие улицы четко выделяются на карте. Повороты выбирают в местах, где имеются заметные ориентиры, мосты, путепроводы, железнодорожные станции, площади, церкви, памятники и др.

При подходе к населенному пункту тщательно сличают карту с местностью и возможно точнее определяют место въезда в населенный пункт. В самом населенном пункте карту ориентируют по направлению улицы, по которой совершают движение.

Важное значение при движении по крупному населенному пункту имеет своевременное предупреждение водителя о поворотах на маршруте, так как проезд намеченного поворота может привести к потере ориентировки.

При выезде из населенного пункта, если число дорог на местности и на карте не совпадает и не удается непосредственно по карте определить нужную дорогу, направление дальнейшего движения устанавливают с помощью компаса по магнитному азимуту дороги, определяемому по карте.

Ориентирование на местности, подвергшейся значительным разрушениям, значительно усложняется, так как карта на такие районы, как правило, не будет полностью соответствовать местности. Поэтому для ориентирования заранее готовят данные для движения по азимутам. Наиболее устойчивыми ориентирами в районах разрушений являются дороги с твердым покрытием, полотно железных дорог, вершины гор и холмов, хребты, седловины, лощины.

При ориентировании в движении по сильно измененной местности часто придется обходить различные препятствия и определять свое местоположение по остаткам разрушенных местных предметов. Широкое применение в этих условиях найдет наземная навигационная аппаратура, которая обеспечивает уверенное ориентирование на местности в любых условиях.

Ориентирование ночью наиболее сложно из-за ограниченной видимости. В предвидении совершения марша ночью маршрут выбирают так, чтобы он проходил по дорогам или вдоль каких-либо линейных местных предметов. Контрольные ориентиры по маршруту намечают на более близких расстояниях друг от друга, чем при движении днем.

Свое местоположение на карте в движении определяют чаще всего по пройденному расстоянию, откладывая его от исходного пункта или контрольного ориентира по направлению совершаемого движения.

При планировании движения вне дорог предварительно готовят данные для движения по азимутам. Повороты маршрута намечают у ориентиров, которые можно легко опознать ночью. К таким ориентирам относятся озера, пруды, зеркальная поверхность которых хорошо заметна на темном фоне окружающей местности, а также заводские трубы, башни, отдельные вершины, выделяющиеся на фоне ночного неба.

Маршрут на карте поднимают ярче, чем для движения днем, чтобы он был виден при слабом освещении. Карта в пути освещается фонариком, с синим светофильтром. Такой свет меньше слепит глаза, позволяет работать с картой и вести наблюдение за местностью.

Наилучшему ориентированию в ночном бою способствует предварительная работа с картой, по которой детально изучается район боевых действий, запоминается взаимное положение крупных местных предметов, их название, направление течения рек и ручьев. Особенно четко следует представлять точку на карте, с которой начнутся действия ночью. От этой точки запоминают направления и расстояния до нужных ориентиров и различных объектов местности. Все это позволяет при необходимости составить по памяти картину окружающей местности.

Восстановление потерянной ориентировки. При действиях на незнакомой местности могут быть случаи, когда из-за недостаточных навыков в работе с картой ориентировка будет потеряна. Первый при­знак потери ориентировки — на местности не находят объектов, обозначенных на карте, и не могут определить на ней хотя бы приближенно свое место­положение. Для восстановления ориентировки надо попытаться найти на карте свое местоположение путем сличения карты с местностью, предварительно ориентировав карту по сторонам горизонта.

Если путем сличения карты с местностью восстановить ориентировку затруднительно, можно воспользоваться следующими способами.

Графическое определение на карте района местонахождения. На ориентиро­ванной карте от условного знака последнего пройденного ориентира, который был уверенно опознан, проводится прямая, соответствующая направлению последнего участка маршрута. Отложив на прямой пройденное расстояние от ориентира, устанавливают дальнюю границу района местоположения. Его ближняя граница определяется в пределах 3/4 расстояния, пройденного от последнего ориентира. Например (рис. 7.14), подразделение, совершая марш, достигло северной окраины населенного пункта Осетр (показание спидометра 61,3). Затем, двигаясь к населенному пункту Холм, что в 12,4 км от пункта Осетр, в качестве промежуточного ориентира был намечен мост через р. Уводь
После 4 км пути водитель машины по ошибке свернул влево на проселочную дорогу, на которой также оказался мост, принятый за намеченный промежуточный ориентир. Когда на спидометре появилась цифра 73,7, командир обнаружил потерю ориентировки. Судя по пройденному расстоянию, подразделение должно было находиться в населенном пункте Холм, а фактически оно оказалось в лесу.

Уточнив по компасу, среднее направление движения от пункта Осетр, командир прочертил его на карте, отложил на нем пройденное расстояние (12 км) и из полученной точки ограничил предполагаемый район своего местонахождения радиусом 3 км (1/4 пройденного пути). После тщательного изучения обозначенного района была обнаружена развилка дорога—место ошибочного поворота с маршрута. Убедившись, что подразделение находится на проселочной дороге, обозначенной на карте, не представляет труда определить точку своего стояния, например, по ближайшей по ходу движения развилке дорог и наметить путь к конечному пункту или к выходу на маршрут,

По линейному ориентиру. Подразделение,  двигаясь по заросшей лесной дороге, не обозначенной на карте, достигло лесной поляны. По пройденному расстоянию командир определил вероятный район местонахождения подразделения. На карте в этом районе показано несколько похожих друг на друга полян. Измеренный магнитный азимут направления поляны, на которую вышло подразделение, оказался равным 6°. Таких полян, вытянутых в направлении по азимуту 6°, показано на карте три. Командир внимательно изучил их по карте и установил, что одна из полян находится в лощине, другая расположена в седловине, а третья — на ровном участке местности. Эти особенности расположения полян позволили быстро разобраться в обстановке и определить точку стояния (поляна в седловине).

СКАЧАТЬ

От Admin

Добавить комментарий

Войти с помощью: