Условия (порядок) выполнения норматива
Боевая техника ( автомобиль) заражена и выведена с зараженного участка. Механик – водитель (водитель) и его помощник в средствах защиты находятся перед машиной. Средства специальной обработки – в машине.
По команде «КОМПЛЕКТ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОБРАБОТКИ РАЗВЕРНУТЬ» водитель и его помощник готовят средства дезактивации (дегазации, дезинфекции) к работе.
Время отсчитывается с момента подачи команды до доклада водителя о готовности комплекта
Условия норматива | Категории обучаемых | Оценка по времени | ||
Отлично | Хорошо | Удовлет | ||
Комплект ИДК-1
С использованием сжатого воздуха от компрессора автомобиля С использованием автомобильного насоса Комплект ДК-4Газожидкостным методом Методом «отсасывания» Комплект ДКЗ |
Водитель
Водитель
Водитель и пом Водитель и пом водитель |
2 мин 45с
3 мин
3 мин 2 мин 20с 4 мин |
3 мин
3 мин 20с
3 мин 20с 2 мин 30с 4 мин 20с |
3 мин 30с
4 мин
4 мин 3 мин 5 мин 10с |
Ошибки, снижающие оценку на один балл:
- Не создано необходимое давление в емкости с раствором.
- Имеется течь в соединительных элементах комплекта.
Ошибки, определяющие оценку «неудовлетворительно»:
- Не подается дегазирующий (дезактивирующий) раствор.
- Перед запуском двигателя не открывался предохранительный клапан.
Последовательность (порядок) выполнения норматива:
- Комплект ИДК-1:
а) С использованием сжатого воздуха от компрессора автомобиля:
— наполнить бидон раствором или растворителем;
— надеть на нижнюю трубку специальной крышки резинотканевый патрубок с фильтром;
— вывернуть из вентиля на специальной крышке золотник, соединив тем самым полость бидона с атмосферой;
— установить специальную крышку с надетым резинотканевым патрубком на горловину бидона (работать можно и при открытой крышке, в этом случае золотник из вентиля не вынимают);
— вынуть сердечник распылителя из колпачка с отверстием 1,5 мм в диаметре, навинтить колпачок на малую резьбу брандспойта;
— навинтить эжекторную насадку на брандспойт до упора и закрепить ее контргайкой в таком положении, чтобы жидкостной патрубок насадки был обращен вниз; — навернуть на эжекторную насадку щетку;
— присоединить шланг для накачивания шин с наконечником к крану отбора воздуха пневмосистемы автомобиля;
— свинтить головку с трубки наконечника шланга для накачивания шин и присоединить к ней один конец шланга (из комплекта) с помощью переходника; к другому концу шланга присоединить брандспойт с эжекторной насадкой и щеткой;
— присоединить к штуцеру специальной крышки жидкостной шланг, второй конец шланга присоединить к жидкостному патрубку эжекторной насадки, предварительно пропустив конец шланга через кольцо на брандспойте;
— запустить двигатель и проверить по манометру давление воздуха в системе; оно должно быть не менее 3 кгс/см кв.;
— открыть кран отбора воздуха и краник брандспойта;
— приступить к отработке зараженной поверхности.
Примечание: При работе с эжекторной насадкой для дезактивирующего (дегазирующего, дезинфицирующего) раствора может быть использована любая емкость: ведро, банка, бочка и т. д.
б) С использованием автомобильного насоса:
— наполнить бидон раствором или растворителем;
— закрепить на бидоне хомут и ручной насос для накачивания шин;
— надеть резинотканевый патрубок с фильтром на нижнюю трубку специальной крышки и установить крышку на горловине бидона;
— отвернуть защитный колпачок вентиля и проверить наличие золотника в вентиле;
— присоединить к вентилю специальной крышки шланг ручного насоса, а к штуцеру — резиновый шланг;
— навинтить на брандспойт распылитель (при дегазации— отверстием в диаметре 1,5 мм с сердечником; при дезактивации— с отверстием диаметром 2 мм без сердечника), навернуть на брандспойт щетку;
— присоединить к брандспойту свободный конец резинового шланга;
— с помощью ручного насоса создать давление в бидоне до получения достаточно интенсивного распыла раствора;
— открыть краник брандспойта и приступить к обработке зараженных поверхностей. Комплект ДК-4 (ДК-4Б, ДК-4У)
а) Газожидкостным методом. , ,
Водителю:
— достать комплект ДК-4 из машины;
— установить эжектор на газоотборник, предварительно отвинтив с него заглушку;
— присоединить жидкостной рукав к патрубку эжектора; другой конец рукава с утяжелителем опустить в емкость;
— установить крышку с предохранительным клапаном на ниппель выпускной трубы глушителя (путем ввода двух выступов, имеющихся в крышке, в пазы ниппеля), предохранительный клапан открыть;
— после монтажа прибора необходимо запустить двигатель, установить малые обороты, закрыть предохранительный клапан;
— постепенно повышать обороты двигателя до начала работы предохранительного клапана, что характеризуется небольшим пропусканием через него газов.
Помощнику:
— присоединить щетку к брандспойту и закрепить ее гайкой, соединить брандспойт с удлинителем;
— присоединить удлинитель к газожидкостному рукаву;
— закрепить предохранительный клапан, выведя для этого штифты из Г-образных вырезов;
— приступить к обработке зараженной поверхности.
б) Методом отсасывания. Водителю:
— достать комплект ДК-4 из машины;
— установить эжектор на газоотборник, предварительно отвинтив с него заглушку;
— установить крышку с предохранительным клапаном на ниппель выпускной трубы глушителя;
— запуск двигателя осуществить в том же порядке, как^1 при обработке газожидкостным методом.
Помощнику:
— присоединить пылеотводную трубу к диффузору эжектора, свободный конец поместить в емкость с жидкостью; — соединить брандспойт со щеткой и закрепить щетку
гайкой;
— соединить удлинитель одним концом с брандспойтом, а
другим с газожидкостным рукавом;
— присоединить газожидкостиой рукав к патрубку эжектора;
— приступить к обработке зараженной поверхности.
- Комплект ДКЗ:
а) По схеме «Подача топлива из цистерны машины в другую емкость»:
— присоединить переходник к концу напорного рукава
машины;
— снять крышку одного коллектора и положить в ящик;
— соединить между собой раздаточные коллекторы комплектов;’
— присоединить коллекторы к переходнику;
— присоединить к штуцерам коллектора четыре резиновых шланга;
— навернуть на брандспойты щетки;
— соединить брандспойты со щетками и со шлангами;
— открыть задвижки «Из цистерны», «На передачу», «В цистерну» и «На раздачу»;
— запустить двигатель автомобиля, включить насос и создать давление 2—2,5 кгс/см кв.;
— открыть краны брандспойтов и приступить к обработке зараженной поверхности.
б) По схеме «Раздача топлива из цистерны в топливные баки других машин»:
— отсоединить раздаточные краны от раздаточных шлангов машины АТЗ;
— с помощью малых переходников присоединить резиновые рукава комплекта к раздаточным шлангам машины АТЗ и к брандспойтам со щетками;
— открыть задвижки «Из цистерны», «На раздачу», «В цистерну» и задвижки раздаточных шлангов; — запустив двигатель, включить насос, создать давление 2—2,5 кгс/см кв.;
— открыть краны брандспойтов и приступить к обработке зараженной поверхности объектов. в) По схеме «Перекачка жидкости из посторонней емкости, минуя свою цистерну»:
— опустить приемный шланг машины в постороннюю емкость с водой или раствором;
— соединить между собой раздаточные коллекторы комплектов и присоединить их к напорным шлангам; на машине АЦМ-4-150 коллекторы можно присоединить непосредственно к напорному трубопроводу;
—— присоединить к штуцерам коллекторов резиновые рукава с брандспойтами;
— навинтить на брандспойты вместо распылителей насадки;
— открыть задвижки «Из емкостей», «На перекачку», открыть краны брандспойтов;
— запустить двигатель автомобиля и включить насос, создать давление 3—3,5 кгс/см кв.;
— приступить к специальной обработке зараженного объекта.
Примечание: Подготовка машин к работе описана для АТЗ-3-157, АЦМ-4-150.