Условия (порядок) выполнения норматива
Боевая и другая военная техника заражена и выведена с зараженного участка. Экипаж (расчет) или водитель и его помощник — у машины. Средства защиты — в «боевом» положении. Средства дегазации (дезактивации, дезинфекции) подготовлены.
По команде «К дегазации (дезактивации, дезинфекции) приступить» экипаж (расчет) или водитель и его помощник производят обработку зараженной техники.
Время отсчитывается от подачи команды до доклада командира экипажа (расчета) или водителя об окончании обработки.
Условия норматива | Категории обучаемых | Оценка по времени | ||
Отлично | Хорошо | Удовлет | ||
Примечания:
- Чистка и смазка техники после обработки в норматив не входит.
- Время на дегазацию объектов двумя растворами увеличивается в 1,5 раза.
Ошибки, снижающие оценку на один балл:
- Не соблюдалась установленная последовательность при выполнении приемов дегазации (дезактивации, дезинфекции).
- Перед полной специальной обработкой не был снят брезент (тент) с объекта.
- Перед специальной обработкой не были удалены видимые загрязнения с поверхности обрабатываемых объектов исключая днище, гусеницы, колеса.
- Использованная ветошь после дегазации (дезактивации) не закопана, а после дезинфекции — не сожжена.
Ошибки, определяющие оценку «неудовлетворительно»:
- Не соблюдались установленные меры безопасности при обработке техники, в результате чего возможно пораже-
- Нарушалась последовательность в применении дегазирующих растворов № 1 и № 2.
3 Допускались пропуски при обработке поверхности или не обработана внутренняя поверхность объекта.
- Обучаемые не обучены правилам пользования средствами дегазации (дезактивации, дезинфекции).
Последовательность (порядок) выполнения норматива
- I. Частичная дегазация (дезактивация, дезинфекция).
а) С использованием ИДК, ДК-4 и подручных средств.
Удалить грязь и смазку с зараженных поверхностей и приступить к обработке:
— водитель обрабатывает дверку (люк), подножки с левой стороны, рулевое колесо, приборы и рычаги управления;
— помощник обрабатывает дверку (люк), подножки с правой стороны, капот, вооружение и места размещения личного состава, при этом сначала обрабатываются наружные поверхности, затем внутренние.
После обработки протереть обработанную поверхность сухой ветошью, использованную ветошь закопать, а машину перевести на чистое место. б) С использованием ТДП (производится дегазация только наружных поверхностей, а внутренние поверхности протираются ветошью, смоченной дегазирующим раствором, горючим).
- Для экипажа из 4-х человек:
— командир танка руководит экипажем, обрабатывает внутреннюю поверхность башни танка и контролирует качество обработки;
— механик-водитель обрабатывает внутреннюю поверхность своего отсека, удаляет грязь с поверхности для выхода из танка;
— наводчик и заряжающий очищают от грязи и обрабатывают с помощью ТДП поверхности для выхода из танка, места контрольного осмотра, заправки ГСМ, буксировки и самовытаскивания, оборудование и т.
Заряжающий обрабатывает кормовую и правую поверхность танка.
Наводчик обрабатывает лобовую и левую поверхность. танка.
- Для экипажа из 3-х человек:
— командир танка руководит экипажем и одновременно обрабатывает лобовую и левую поверхность танка;
— механик-водитель с помощью ветоши, растворов или горючего обрабатывает всю внутреннюю поверхность танка;
— наводчик обрабатывает кормовую и правую часть танка.
- II. Полная дегазация (дезинфекция) а) С использованием ДК-4 (ИДК).
Снять тент и выгрузить имущество из кузова, затем:
— помощник удаляет грязь и смазку с наружных поверхностей машины и ходовой части;
— водитель проводит обработку машины протиранием сверху вниз брандспойтом со щетками с использованием водной суспензии ДТС-ГК или раствора, приготовленного на основе порошка СФ-2У; труднодоступные участки обрабатывать газожидкостной струей. Последовательность обработки: сначала левая, затем правая часть машины (в порядке —радиатор, капот, кабина, кузов и ходовая часть, внутренняя поверхность кабины и расположенное в ней оборудование).
Снятый груз (имущество) обрабатываются отдельно.
Использованную ветошь после обработки закопать (сжечь).
б) С использованием АРС (ДКВ).
- Для экипажа танка из 4-х человек:
— командир танка руководит экипажем, обрабатывает внутреннюю поверхность башни танка с использованием ветоши, растворов или горючего и контролирует качество обработки;
— механик-водитель обрабатывает внутреннюю поверхность своего отсека с использованием ветоши, растворов или горючего;
— наводчик и заряжающий удаляют грязь с наружных поверхностей и обрабатывают их с помощью брандспойтов со щетками сначала раствором № 1, затем № 2, путем про-тирания сверху вниз.
Наводчик обрабатывает лобовую часть и левую поверхность танка.
Заряжающий обрабатывает кормовую и правую части танка.
- Для экипажа танка из 3-х человек:
— командир руководит экипажем и обрабатывает лобовую и левую часть танка;
— механик-водитель с помощью ветоши, растворов или горючего обрабатывает внутреннюю поверхность танка;
— наводчик обрабатывает кормовую и правую часть танка.
- Для экипажей радиостанций из 4-х человек:
— начальник радиостанции руководит действиями экипажа, контролирует качество обработки и обрабатывает внутреннюю поверхность станции; — водитель-электромеханик очищает от смазки и грязи зараженные поверхности и обрабатывает дверки кабины, подножки, рулевое колесо, приборы, рычаги управления;
— старший радиотелеграфист и радиотелеграфист снимают антенны, бензоэлектроагрегаты и др., удаляют грязь и смазку с обрабатываемых поверхностей и обрабатывают их брандспойтами со щетками сначала раствором № 1, затем № 2, путем протирания сверху вниз.
- Для водителя и помощника.
Водитель и помощник разгружают съемное имущество, удаляют грязь и смазку с обрабатываемых поверхностей и обрабатывают их с помощью брандспойтов со щетками, сначала раствором № 1, затем № 2, путем протирания сверху вниз.
Водитель обрабатывает кабину, капот, подножки.
Помощник обрабатывает кузов, съемное имущество и ходовую часть.
III. Полная дезактивация
а) Смывание струей воды из АРС.
- Для экипажа из 4-х человек:
— командир руководит действиями экипажа и контролирует качество работы;
— механик-водитель закрывает люки, жалюзи, воздуховоды, заслонки и после обработки наружной поверхности танка обрабатывает внутреннюю поверхность своего отсека;
— наводчик и заряжающий очищают от грязи обрабатываемую поверхность и после обработки наружной поверхности проводят обработку поверхности отсека внутри башни танка;
— наводчик обрабатывает танк струей воды;
— заряжающий и механик-водитель оказывают помощь в обработке танка путем механического снятия (соскоба) прилипшей грязи.
- Для водителя и помощника:
— водитель закрывает жалюзи, боковые и ветровые стекла, люки, кабины, затем с помощью брандспойта струей воды обрабатывает машину; — помощник выгружает имущество из кузова, очищает от грязи обрабатываемую поверхность.
Обработка проводится в последовательности — от радиатора в сторону кузова и сверху вниз.
б) С использованием брандспойтов со щетками АРС (ДКВ). Последовательность работы — см. п. «б», стр. 92..
Полная дезактивация
— с использованием ДК-4;
— с использованием ИДК.
При этих способах дезактивации соблюдается последовательность, описанная для полной дегазации с помощью ДК-4 (ИДК).