ЗАНЯТИЕ №1: «Отражение агрессии с Запада. Невская битва 1240 г. и Ледовое побоище 1242»
Невская битва 1240 г.
В первых числах июля 1240 г. шведское войско численностью до 5 тыс. воинов на 50 шнеках вошло в устье Невы.
О вторжении врага почти сразу стало известно в Новгороде, где постоянно несла ратную службу лишь небольшая княжеская дружина. Но продвижение неприятеля следовало остановить как можно скорее, и поэтому молодой новгородский князь Александр Ярославич поспешил выступить немедленно. Им был сформирован отряд из 300 княжеских дружинников, 500 отобранных новгородских конников и стольких же пеших ополченцев. Они быстрым ходом направились в сторону Ладоги, где к отряду присоединилось 150 конных воинов-ладожан.
Шведы после длительного морского перехода остановились на отдых и разбили лагерь на левом берегу Невы, чуть выше впадения в нее реки Ижоры. С причаливших кораблей на сушу были переброшены сходни. Часть войска оставалась на шнеках, наиболее знатные воины расположились в наспех сооруженном лагере. Шведы выставили посты, которые контролировали невский водный путь. Боевые кони паслись в прибрежных лугах. Нападения с суши противник не ожидал.
В летописном рассказе о Невской битве отчетливо воссоздается замысел Александра. Удар пешей дружины вдоль берега Невы отрезал бы шведов от кораблей, а конница, действуя со стороны суши через центр лагеря, должна была загнать неприятеля в угол, образуемый берегами Ижоры и Невы, замкнуть окружение и уничтожить противника.
Молодой полководец блестяще реализовал смелый план. Рано утром 15 июля, скрытно подобравшись к лагерю, новгородская дружина напала на неприятеля. Захваченные врасплох шведы были полностью деморализованы и оказались не способными дать должный отпор. Дружинник Савва пробился к центру их лагеря и подрубил столб, поддерживавший златоверхий шатер шведского предводителя. Падение шатра еще больше воодушевило русских ратников. Новгородец Збыслав Якунович, «наеждая многажды, бьешется единым топором, не имея страха в сердци». Герой битвы Гаври-ло Олексич, преследуя отступающих шведов, на коне по сходням ворвался на шнеку и там рубился с врагами. Сброшенный в реку, он вновь выбрался на берег и вступил в бой с «самим воеводою посреди полку их, и убьен бысть воевода их». Одновременно с конной дружиной мужественно сражалось и пешее ополчение новгородца Миши. Напав на вражеские корабли, «пешцы» потопили три из них.
В гуще боя находился и князь Александр: распоряжался как полководец и бился как простой воин. Летопись отмечает, что князь сражался с одним из шведских воевод и «возложи печать на лицо его острым своим копьем».
Разгром шведов был полный. Они бежали на кораблях, оставив на берегах Невы много раненых и погибших. Русская дружина с большими трофеями и пленными вскоре вернулась в Новгород. Князь Александр Ярославич получил почетное имя «Невский».
Невская победа предотвратила утрату Новгородом берегов Финского залива и не дала прервать торговый обмен Руси с Западом. В момент всеобщей подавленности и смятения от монголо-татарского ига народ в победе Александра Невского увидел ореол былой славы русского оружия и предзнаменование своего будущего освобождения.
В память этой победы Петр I в 1710 г. в Петербурге основал Александре-Невский монастырь (ныне Александро-Невская лавра).
Ледовое побоище 1242 г.
Ландмейстер Тевтонского ордена Андреас фон Фельвен привел на лед Чудского озера 10—12 тыс. воинов. В состав тевтонского войска кроме орденских братьев-рыцарей входили отряды Дерптского епископства и многочисленный отряд датских рыцарей.
Закованным в латы крестоносцам Александр противопоставил ополчение численностью в 15—17 тыс. воинов. Но если тевтонцы — это хорошо вооруженные и обученные профессионалы, то бльшую часть русского войска составляло далеко не равноценное им по боевым качествам новгородское пешее ополчение, набранное из ремесленников и жителей посада. Княжеская дружина, а именно она являла собой главную силу, составляла меньшую часть.
Рыцарские войска Европы до Ледового побоища провели много успешных сражений против пехотных ополчений разных народов. Закованные в доспехи всадники на сильных лошадях, подобно тарану, раскалывали пеший строй надвое, затем дробили на более мелкие группы и уничтожали их по частям. Характеру рыцарского боя соответствовало и боевое построение крестоносцев, которое летописец образно назвал «великая свинья». «Свинья» строилась таким образом, что в ее головном ряду было примерно от пяти до десяти человек, а в каждом последующем — на два больше. Такое построение выглядело как клин, острием направленный на противника. Клин состоял из опытных и хорошо вооруженных рыцарей. Позади клина, постепенно расширяясь в глубину, становились отряды оруженосцев и кнехтов. С флангов все войско прикрывалось рыцарями, построенными в один-два ряда. Сила удара такого войска, если порядок его перед тем не нарушался, была достаточно большой. В результате удара узкой головой «свиньи» разрывались ряды противостоящего войска, боевой порядок противника нарушался и далее уже легче было довести бой до победного конца.
Но сохранить боевой порядок «свиньи» после нанесения главного удара было почти невозможно. Этому препятствовала громоздкость и жесткость построения. Да и совершить маневр при внезапно изменившейся в ходе боя ситуации было очень сложно.
Эти слабые стороны рыцарской «свиньи» решил использовать Александр Ярославич в сражении. Основой боевого порядка русских войск того времени были три полка:
«чело» — полк, находящийся в центре, и полки «правой и левой руки», расположенные по флангам. Все три полка составляли одну линию. Причем «чело» формировалось из наиболее подготовленных воинов. Но новгородский князь смело пошел на нарушение традиции и построил свои войска в виде двух раздвигающихся, а потом охватывающих и сжимающих клещей. Основные силы, главным образом конницу, он сосредоточил на крыльях, а княжескую дружину Поставил на левом фланге в засаду для обхода и удара в тыл рыцарской «свинье». В центре расположилось новгородское ополчение, которое должно было принять на себя первый и наиболее тяжелый удар. Впереди «чела» князь расположил лучников, которые непрерывной стрельбой должны были попытаться расстроить строй рыцарей.
Сражение состоялось 5 апреля 1242 г. На рассвете рыцари двинулись в атаку. Русские лучники встретили врага ливнем стрел. Но закованным в латы тевтонцам они почти не причиняли вреда, хотя наступавшая рядом с крестоносцами чудь понесла ощутимые потери. Постепенно лучники пятились к рядам пехоты и наконец слились с ней. Рыцари пришпорили коней и врубились в расположение новгородской пешей рати. Началась неравная сеча. Об этом критическом для русских войск эпизоде летописец говорит: «И нем-ци и чюдь пробишася свиньей сквозь полкы». Но впервые противник рыцарей после рассечения боевого порядка не побежал с поля боя, обрекая себя на смерть. Слева и справа на увязнувших в новгородских пешцах рыцарей обрушились оба крыла русского войска, а с тыла, совершив обходной маневр, ударила отборная дружина князя Александра. «И бысть ту сеча зла и велика немцем и чюди, и не бе ввде-та леду, покры бо ся кровию».
Окруженных, сбившихся в кучу рыцарей новгородцы стаскивали с лошадей крючьями и добивали на земле. Битва продолжалась недолго и закончилась полным поражением тевтонцев. Первыми побежали кнехты, за ними обратились в бегство рыцари. Часть их русские дружинники загнали на хрупкий лед, который не выдержал и проломился под тяжестью закованных в латы крестоносцев и их коней.
В этом сражении, не считая множества простых воинов, погибло пятьсот знатных рыцарей, а пятьдесят тевтонских «нарочитых воевод» было взято в плен. При торжественном въезде князя в Новгород все они пешком шли за его конем. Александр Ярославич получил почетное имя «Невский».
По мирному договору, заключенному несколькими месяцами спустя. Орден отказывался от всех притязаний на русские земли и возвращал территории, захваченные ранее. Благодаря внушительным военным победам, Александр Ярославич остановил широкую агрессию крестоносцев на западные границы Руси.
Согласно Федеральному закону «О днях воинской славы (победных днях) России» от 13 марта 1995 г. 18* апреля отмечается в Российской Федерации как День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере.