ЗАНЯТИЕ №1: Конституционные основы Российской Федерации Россия – наша Родина.
Конституционные основы Российской Федерации Россия – наша Родина.
В 1993 г. начинается принципиально новый этап в развитии Российской государственности. Впервые в своей многовековой истории Россия встает на путь становления и развития демократического государства, обеспечения свободы экономической деятельности, реализации равноправия всех граждан, безусловного осуществления ими своих обязанностей перед Родиной,
Российская Федерация – крупнейшее государство Евроазиатского континента. Занимает площадь более 17 млн. кв. километров. Граничит с семнадцатью государствами трех континентов. Омывается 12 морями 3 океанов. Является одним из ведущих государств по численности населения: по состоянию на 1 января 1994 г. – 148,4 млн. человек, из которых 108,4 млн. – жителей городов (73,1%) и 40 млн. – сельских жителей (26,9%).
На территории России проживает более 120 национальностей и народностей. Из них: русских – 120 млн. человек (82’4 общей численности населения). Среди других национальностей, численность которых превышает 1 миллион человек: татар – 5,5 млн., чувашей – 1;8 млн., башкир – 1,3 млн., мордвы – 1,1 млн. Национальный состав наиболее зримо проявляется во внутреннем строении Российского государства, где практически каждая национальность и народность имеет свою форму государственности. В состав России входит 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 10 автономных округов.
Наша республика – страна с наибольшим количеством городских и сельских поселений: всего 1067 городов, в т.ч. 13 – с числом жителей свыше 1 млн. человек, 2070 поселков городского типа, 1867 административных районов.
Россия обладает богатейшими природными ресурсами и разведанными запасами полезных ископаемых. На ее территории находятся крупнейшие в мире промышленные предприятия и топливно-энергетические комплексы. Наша Родина располагает мощным сельскохозяйственным потенциалом. Ее отличает высокий образовательный и культурный уровень населения, развитая наука, уникальная, неповторимая культура и духовность, признанные во всем мире.
Важную роль в процессе реализации политических и экономических реформ в России играет ее Конституция, принятая 12 декабря 1993 г. на всенародном референдуме. Она регулирует важнейшие общественные отношения. Прежде всего, это касается закрепления конституционных основ Российской Федерации и организации государственной власти в стране.
Сущность
конституционных основ Российской Федерации
Под основами конституционного строя Российской Федерации принято понимать положения (нормы, статьи) ее Конституции, отражающие наиболее важные, принципиальные черты современного Российского государства. «Российская Федерация – Россия, – отмечается в статье 1 Конституции, – есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Это положение имеет особое значение. Оно отражает главные цели строительства нового Российского государства, дает четкое представление о тех ценностях, к достижению которых оно стремится.
Россия как демократическое государство
Российскую Федерацию, как демократическое государство, характеризует, прежде всего, конституционное положение о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанностью государства (статья 2 Конституции). Такая конкретная, адресованная человеку и гражданину цель развития демократии впервые зафиксирована в тексте Конституции России. Более того, статья 18 Конституции прямо указывает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Речь, следовательно, идет о том, что в нашей стране приоритет отлается интересам личности (человека), и осуществлению этих интересов должна быть подчинена деятельность всех органов власти.
Сами же права и свободы человека и гражданина России изложены во второй главе Конституции. Они принадлежат каждому лицу от рождения, неотчуждаемы и соответствуют международным стандартам в области прав человека, установленным Всеобщей декларацией прав человека (1948), и международным пактам об экономических, социальных и культурных, а также гражданских и политических правах (1966).
3 Конституции Российской Федерации получил закрепление самый широкий спектр личных прав и свобод: право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на охрану достоинства личности, право на защиту своей чести и доброго имени, право на неприкосновенность жилища, свободу совести и вероисповедания и другие права.
Важнейшее значение имеют политические права и свободы граждан Российской Федерации, т.е. права, связанные с управлением делами государства. В их числе – право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, участвовать в референдуме; право на объединение в политические партии, общественные организации, профсоюзы и другие объединения; право на личные (индивидуальные)-и коллективные обращения в государственные и иные органы власти.
Если права и свободы гражданина ущемлены действиями какого-либо должностного лица или другого гражданина, он имеет право на судебную защиту своих законных интересов. Данное положение в полной мере распространяется на военнослужащих: при нарушении их прав они могут обращаться в военный суд гарнизона, армий, округа. Вместе с тем, Конституция Российской Федерации устанавливает основания для ограничения в особых случаях некоторых прав и свобод человека и гражданина. Такими основаниями могут быть (статья 55): необходимость защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Так, военнослужащим запрещено подавать коллективные жалобы, участвовать в забастовках, политических митингах и манифестациях и т.п.
Народ с правами и свободами человека и гражданина в Конституции России четко определены и его обязанности: платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду и др. При этом защита Отечества является не только обязанностью, но и долгом гражданина России.
В Конституции закреплено и важнейшее положение, выражающее саму суть демократии как «власти народа». А именно – носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно (путем референдума и свободных выборов), либо через органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 3).
Высшие органы законодательной власти Российской Федерации и ее субъектов (республик, краев, областей, автономных образований) – Федеральное Собрание Российской Федерации, парламенты республик. краевые, областные, окружные думы формируются путем выборов. Прямыми выборами населения избираются глава Российского государства – Президент Российской Федерации, а также главы администраций , краев, областей, районов, мэры многих городов.
Принцип прямых выборов означает, что депутаты во все представительные органы государственной власти избираются гражданами непосредственно. Принцип осуществления прямых выборов утвердился в нашей стране лишь с принятием Конституции СССР 1936 г. Согласно Конституций 1918 и 1924 гг. органы государственной власти формировались путем проведения многостепенных выборов. Граждане непосредственно голосовали лишь на выборах низовых (сельских, поселковых, городских) органов власти, а все вышестоящие (уездные, волостные, губернские, вплоть до Всероссийского Съезда Советов) органы избирались депутатами соответствующих нижестоящих органов власти из своего состава.
Власть народа осуществляется через органы государственной власти, построенные на основе принципа разделения властей на законодательные, исполнительные и судебные органы государства, действующие самостоятельно. Каждый гражданин может реально осуществить свои законные права и интересы путем обращения в эти органы.
Органы законодательной власти (представительные) состоят из парламента Российской Федерации, парламентов республик, представительных органов государственной власти других субъектов Федерации и местных представительных органов государственной власти (собраний депутатов, муниципальных советов и т.п.). Все указанные органы принимают законы и другие общеобязательные правовые акты федерального, республиканского, краевого, областного и других уровней.
Органы исполнительной власти включают: Правительство Российской Федерации; федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы и агентства; правительства, министерства республик в составе Российской Федерации; лав администраций краев, областей; мэров городов федерального значения; глав администраций городов, сельских и городских районов.
Органы судебной власти осуществляют правосудие посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Особое место в системе органов государственной власти нашей страны занимает Президент Российской Федерации. Он является главой государства, гарантом Конституции России, прав и свобод человека и гражданина. К его обязанностям относится: принятие мер по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности; обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия всех других органов государственной власти России. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией и законами России определяет основные направления внутренней и внешней политики нашего государства. Он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Конституция России и Закон «Об обороне» наделяют Президента Российской Федерации весьма обширными и ответственными полномочиями в области обороны государства. Он является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, утверждает военную доктрину государства, формирует и возглавляет Совет Безопасности России, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил, вводит в необходимых случаях на территории страны военное положение, утверждает общевоинские Уставы Вооруженных Сил.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации создается местное самоуправление для самостоятельного решения населением вопросов местного значения. Органами местного самоуправления являются муниципальные собрания, сельские (поселковые) комитеты, старосты или старшины небольших населенных пунктов.
Впервые в Конституции России получила закрепление норма о том, что захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по закону. Это означает, что правомерным может быть признано только избрание должностных лиц и органов власти самим народом, либо назначение государственных руководителей на соответствующие посты в порядке, установленном Конституцией и законами Российской Федерации.
Демократизм Российского государства проявляется и в определении экономических основ нашего общества. Конституция устанавливает равноправие различных форм собственности: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» (п. 2 статьи 8). Предоставляя государственным и иным организациям, а также частным лицам право заниматься предпринимательством, Конституция достаточно четко определяет социальные задачи государства – создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, становление России как социального государства. В соответствии с Конституцией в Российской Федерации должны охраняться труд и здоровье людей; устанавливаться гарантированный минимальный размер оплаты труда; обеспечиваться государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развиваться система социальных служб; устанавливаться государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты граждан.
Данные положения в полной мере распространяются и на военнослужащих. Специальным законом установлены пенсии при увольнении военнослужащих из Вооруженных Сил по достижении предельного возраста состояния на военной службе, по сокращению штатов, по состоянию здоровья и пособия для членов семей военнослужащих, потерявших кормильца. Кроме того, вопросы социальной защиты военнослужащих, выполняющих свой долг в зонах повышенной опасности, регламентируются специальными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Новым демократическим положением Конституции Российской Федерации является закрепление в ней идеологического и политического многообразия. Приверженность какой-либо идеологии зависит от личных убеждений каждого человека. Важно иметь в виду единственное правило – никакая идеология не может служить препятствием к добросовестному исполнению гражданином России своего служебного долга, возложенных на него законом обязанностей (в том числе и обязанностей военной службы).
Признание политического многообразия, многопартийности означает, что все общественные объединения (политические партии, общественные организации и массовые движения) равны перед законом и в соответствии с ним имеют право участвовать в политической жизни России. Так, в соответствии с избирательным законодательством на территории России проводятся свободные выборы на многопартийной основе. Половина депутатов Государственной Думы (225 депутатов) избирается по партийным спискам и представляет в парламенте интересы именно тех политических групп, объединений, блоков, от которых они избраны. Кроме того, и вторая половина депутатов Государственной Думы, избираемых индивидуально, может также выдвигаться партиями и другими объединениями и в случае избрания будет отстаивать определенные политические интересы при принятии парламентом законов или других решений. Так, в числе депутатов Государственной Думы, избранных в декабре 1995 г., – 147 представителей 24 избирательных объединений и блоков.
Вместе с тем, Конституция России (п. 5 статьи 13) в интересах защиты демократии в России содержит запрет на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
На демократический характер российской государственности указывает и тот факт, что Конституция (статья 14) определила наше государство как светское, не зависящее от тех или иных религиозных концепций либо религиозных воззрений его руководителей. В ней четко указано: «Никакая религия не может устанавливаться в, качестве государственной или обязательной». Закреплено также, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Россия как федеративное государство
Россия, в соответствии с Конституцией, является федеративным государством. Она состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и округов, как равноправных субъектов Российской Федерации. При этом правовой статус республики (государства) в составе России определяется как Конституцией Российской Федерации, так и собственной Конституцией. Правовое положение края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа устанавливается, наряду с Конституцией России, собственными уставами.
Следует подчеркнуть, что в соответствии с Конституцией России, равноправными субъектами Федерации впервые стали обычные (именовавшиеся ранее административными) края и области (например, Ставропольский, Красноярский края, Смоленская, Рязанская, Псковская и другие области). Повышение их статуса до уровня республик и автономных образований в составе России отражает как исторические особенности образования самой Российской Федерации, так и правовое признание роли русского народа в укреплении государственности. Дело в том, что Россия, как известно, традиционно, с самого начала своего существования включает и территории с коренным русским населением, и территории республик, автономных образований, где компактно проживают иные нации и народности. И если раньше национальные (автономные) образования пользовались достаточной самостоятельностью в решении многих вопросов, то новая Конституция Российской Федерации предоставила аналогичные права и краям, и областям, на территории которых проживает в большинстве своем русское население. Надо отметить справедливость данного решения: русские люди на территории единого федеративного государства вправе пользоваться не меньшими правами и возможностями, чем представители других братских наций и народностей.
Государственная целостность Российской Федерации гарантируется тем, что суверенитет России распространяется на всю ее территорию, Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Эту свою обязанность она, как суверенное государство, вправе осуществлять и с применением пограничных войск, Вооруженных Сил и других государственных военных организаций.
Россия как правовое государство
В Конституции Российской Федерации заложены прочные основы для развития России как правового государства. Важнейшими в этом отношении являются положения статьи 15 о том, что Конституция России имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Высшая юридическая сила Конституции России означает, что законы и другие правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить тексту Конституции. Совершенно новые является указание на прямое действие Конституции Российской Федерации. Оно предполагает непосредственное применение любой нормы Конституции, не дожидаясь издания закона или другого правового акта, конкретизирующего эту норму.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации все законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы применяться не могут. Также не могут применяться любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы для всеобщего сведения. В Российской Федерации все принятые законы, указы Президента России, постановления правительства страны еженедельно публикуются в специальном издании – «Собрании законодательства Российской Федерации», а при необходимости – в «Российской газете». Правовые акты различных министерств и ведомств, затрагивающие права человека и Гражданина, обязательно проходят юридическую экспертизу и публикуются в «Российской газете» и «Бюллетене нормативных актов министерств и ведомств». В Вооруженных Силах Российской Федерации установлен порядок, в соответствии с которым нормативные акты органов государственной власти, касающиеся личного состава армии и флота, обязательно доводятся до него приказами министра обороны России.
Россия как государство с республиканской формой правления.
Конституция Российской Федерации устанавливает обязанность государства и местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений строго соблюдать Конституцию и законы России. Российская Федерация уважает и способствует распространению на всей территории норм права, закрепляющих общечеловеческие ценности. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила. чем предусмотренные нашим национальным законом, то применяются правила международного договора.
При республиканской форме правления (в отличие, например, от монархии) высшие органы государственной власти избираются населением на определенный, строго ограниченный срок.
Конституция 1993 . предусматривает превращение России в президентско-парламентскую республику. Президент, являющийся главой государства, и Федеральное Собрание (парламент) избираются всеобщим голосованием на 4 года.
Избранные Федеральное Собрание и Президент России по представлению главы государства совместно формируют все другие высшие органы государственной власти. К их числу относятся Правительство Российской Федерации, Конституционный, Верховный и Высший арбитражный суды Российской Федерации.
Важной гарантией сохранения республиканской формы правления в России является реализация принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, которые действуют самостоятельно. Это препятствует чрезмерной концентрации и монополизации власти одним органом или должностным лицом. Кроме того, это позволяет трем независимым властям контролировать друг друга, что не обеспечивается при сосредоточении власти в руках одного государственного органа или человека. При попытке усиления одной власти за счет других указанный принцип позволяет не допустить этого и тем самым обеспечить порядок и стабильность в обществе.
Стабильность основ конституционного строя, как свидетельствует история отечественного и зарубежных государств, имеет чрезвычайно большое значение. Поэтому Конституция Российской Федерации устанавливает особый порядок их изменения. В главе 9 подчеркивается, что положения, содержащие основы конституционного строя, не могут быть пересмотрены решениями Федерального Собрания. Для этого требуется не только поддержка подавляющего большинства депутатов законодательного органа власти республики, но и созыв специально избираемого органа – Конституционного Собрания, которое либо само вносит изменения в Основной Закон государства, либо выносит решение этого вопроса на всенародное голосование (референдум).
Таким образом, современное российское государство провозглашено Конституцией и строится как демократическое, федеративное, правовое, с республиканской формой правления. Высшая цель этого государства – реализация прав и свобод человека, всех народов Российской Федерации, защита ее целостности, суверенитета и других общенациональных ценностей и интересов.
В системе государственных институтов Российского государства особенно важная роль принадлежит Вооруженным Силам. На всем протяжении отечественной истории они достойно выполняют задачи по обеспечению военной безопасности и вооруженной защиты Родины, являются школой мужества и героизма, верности гражданскому и воинскому долгу.