ЗАНЯТИЕ №2: «Армия в период революционных событий 1917 года и гражданской войны»
С окончательным отречением 3 марта 1917 г. императора Николая II и его младшего брата Михаила от престола прекратило свое существование российское самодержавие. Страна встала перед историческим выбором государственно-политического устройства.
Февральская буржуазная революция 1917 г., поддержанная подавляющим большинством российского общества, открыла перспективу свободного демократического развития России. В ходе этой революции, окончательно подтвердившей непопулярность и несостоятельность промонархических политических сил, в России возникла альтернатива развития — либо проведение реформ, либо новая революция.
За первый вариант выступали либерально-буржуазные партии в лице Временного комитета Государственной думы, преобразованного 1 марта 1917 г. во Временное правительство. Его возглавляли: вначале князь Г.Е. Львов, а впоследствии — министр юстиции этого правительства — социалист А.Ф. Керенский. На местах Временное правительство назначало своих комиссаров.
Второй вариант олицетворяли возникшие повсеместно в ходе революционной борьбы с царизмом, не имевшие аналогов в мировой практике государственного строительства, Советы рабочих и солдатских, а затем — и крестьянских депутатов во главе с Петроградским советом. Большинство в нем вначале имели представители правосоциалистических партий — меньшевики и эсеры, а с сентября 1917 г. — большевики во главе с В.И. Лениным (Ульяновым). Уже в марте 1917 г. по всей стране было образовано до 600 Советов, решительно взявших в свои руки власть на местах.
Таким образом, после крушения монархии в Петрограде и в стране в целом сложился режим двоевластия. Это представляло значительную угрозу российской государственности, создавало условия для анархии и безвластия. Причем эта опасность усиливалась по мере того, как Временное правительство и Советы, работавшие вначале согласованно, под влиянием нарастающих проблем в обществе все более расходились в целях, формах и методах своей политики.
Первым актом Петроградского совета стал приказ № 1 “О демократизации армии”. Он, по существу, официально поощрял участие военнослужащих в революции и тем самым открывал путь к политическому и моральному расколу и разложению армии. Приказ подрывал вековой принцип армейской жизни — единоначалие. Он формально уравнивал в правах солдат и офицеров, а последних ставил в зависимость от выборных солдатских комитетов, в распоряжение которых передавалось и оружие. Приказ отменял традиционные формы воинской дисциплины, разрешал политическую деятельность и создание различных общественных организаций в воинских частях. В конечном счете этот документ содействовал последующему втягиванию армии в гражданскую войну и ее расколу на “красных” и “белых”.
Временное правительство, несмотря на кричащие проблемы, требующие немедленного решения, предпочитало тактику постепенных преобразований внутри страны и продолжение курса царского правительства в международной политике.
Основным вопросом, требующим незамедлительного решения, была проблема продолжения участия России в первой мировой войне. Временное правительство провозгласило верность России союзническому долгу и ее дальнейшее участие в войне на стороне Антанты “до победного конца”.
Курс на продолжение войны предопределил и внутреннюю политику Временного правительства. Оно считало возможным проведение лишь таких мер, которые не будут влиять на снижение обороноспособности страны. Именно поэтому был отклонен проект о введении 8-часового рабочего дня, решение аграрного вопроса и проблемы национально-государственного устройства страны откладывалось до созыва Учредительного собрания. Выборы же депутатов Учредительного собрания всячески затягивались. Важнейшим, но чуть ли не единственным достижением Временного правительства стало провозглашение широких демократических свобод: свободы слова, печати, собраний, отмена сословных, религиозных и национальных ограничений, смертной казни, широкая политическая амнистия и т.д.
Но эти политические нововведения мало интересовали широкие народные массы, требовавшие мира, работы, земли, улучшения социальных условий повседневной жизни.
Неспособность и нежелание Временного правительства срочно решать животрепещущие проблемы страны предопределили его судьбу.
Между тем большевики в составе Советов требовали незамедлительных реформ и мира без аннексий и контрибуций. 3 апреля в Петроград прибыл лидер большевиков — В.И. Ленин, который выдвинул лозунг о “перерастании буржуазно-демократической революции в мировую социалистическую революцию”. Под его руководством большевики начали готовить Советы к свержению Временного правительства, как буржуазного, взятию в свои руки всей полноты власти и образованию “революционно-демократического правительства”.
Таким образом, летом 1917 г. Россия оказалась перед выбором одного из двух путей создания новой системы государственной власти: через Учредительное собрание, которое готовило Временное правительство, или через Советы.
1 сентября 1917 г. Временным правительством Россия была провозглашена республикой. Но это не смогло стабилизировать государственную власть. Наибольшее влияние в этих условиях получает партия большевиков. Уже к середине сентября она имела все необходимое для завоевания власти: профессиональное ядро политических организаторов; подавляющее большинство в Советах рабочих и солдатских депутатов, как готовых органов власти и управления; Военно-революционный комитет, как орган, способный возглавить вооруженное восстание; вооруженные отряды Красной Гвардии, сформированные по классовому признаку — в основном из рабочих и крестьян.
Создание
Республики
Советов
Осенью 1917 г. в стране обостряется политический кризис. Временное правительство утратило контроль над армией и большей частью территории страны. Социальную напряженность усугубляли развал экономики и продолжающаяся война. Большевики, выступая под простыми и популярными среди широких народных масс лозунгами: “Мир — народам!”, “Земля — крестьянам!”, “Фабрики — рабочим!”, проводили активную работу по подготовке вооруженного восстания.
25 октября (7 ноября) большевики организовали вооруженный захват резиденции Временного правительства — Зимнего дворца. Министры этого правительства были арестованы. Вся власть перешла в руки Советов рабочих и солдатских депутатов, большинство в которых имели большевики. День 7 ноября 1917 г. вошел в историю российской государственности как день Октябрьской социалистической революции.
На II съезде Советов, начавшем работу вечером этого же дня, было юридически оформлено установление диктатуры пролетариата в форме Советов, провозглашены общие принципы организации и строительства Советского государства. На съезде были приняты первые правовые акты, имевшие основополагающее значение для укрепления новой власти: декреты о мире и о земле, утвержден состав нового Временного правительства России — Совета Народных Комиссаров под председательством лидера большевистской партии В.И. Ленина. Новое правительство, как и многие положения первых декретов, считались временными — вплоть до созыва Учредительного собрания.
Между тем, 5 января 1918 г. по требованию большинства наиболее влиятельных политических партий открылось Учредительное собрание, избранное еще в ноябре 1917 г. Партия большевиков имела в нем только 24 процента мест. Собрание должно было определить характер и пути дальнейшего развития России. Но в ночь на 7 января декретом Всероссийского Центрального Исполнительного комитета оно было распущено за отказ признать Советы в качестве единственных органов власти, а демонстрация, организованная в его поддержку, разогнана отрядами красногвардейцев и матросов.
Высшим органом власти в стране стал Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, созванный по инициативе партии большевиков. В перерывах между съездами высшим органом являлся Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). Функции исполнительной власти одновременно осуществлял и Совет Народных Комиссаров.
Основные контуры советской государственности, определившиеся в первые месяцы существования Республики Советов, были закреплены в первой Конституции Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР), принятой летом 1918 г. Советская власть утверждалась по стране практически без серьезного сопротивления. Советы на местах проводили в жизнь декреты центральной власти, создавали свои органы управления, вооруженные отряды, осуществляли реквизиционную и налоговую деятельность. Параллельно проходила ликвидация органов власти, оставшихся в наследство от царской России и Временного правительства, создавались чрезвычайные органы для борьбы с “контрреволюцией” (ревкомы).
Фактическое руководство Советами в центре и на местах осуществляли партийные организации большевиков. Партийным решениям придавалось значение законодательных актов. Все чаще стали приниматься совместные постановления правительственных и партийных органов.
Октябрьская (1917) революция ознаменовала переход гражданского противостояния в вооруженную фазу — гражданскую войну, продолжавшуюся до конца 1922 г. Она стала трагедией для всех россиян, принесла с собой неисчислимые страдания и беды для обеих сторон: для “белых”, отстаивающих прежние формы государственного и общественного устройства, и для “красных”, боровшихся за советскую власть.
В годы гражданской войны советское государственное строительство характеризуется резким ограничением демократических начал, распространением принуждения и революционного насилия на все слои населения. Укрепляется однопартийная система. Реальная государственная власть осуществляется уже не Советами и их органами, а Российской Коммунистической партией (большевиков) — РКП(б). Центральный Комитет РКП(б) и местные партийные комитеты фактически начинают определять все вопросы государственной и общественной жизни.
Таким образом, уже в годы гражданской войны в России складывается особый тип государственности — советский. Он обеспечивал возможность государственного регулирования экономики, социальных отношений и политической жизни. Такой политический строй впоследствии получил наименование “административно-командной системы”, в которой лидер господствующей и единственной в стране партии одновременно становился “вождем” всего народа. Из этого исходит и другое, нередко используемое, определение советского строя как “тоталитарного”.
Россия в составе СССР
К концу гражданской войны от бывшей Российской империи отошли территории Польши, Финляндии, Латвии, Эстонии, Литвы, Западных Украины и Белоруссии, Бессарабии и части Армении, население которых составляло более 30 млн. человек.
Несмотря на это, провозглашенная в январе 1918 г. РСФСР занимала 92 процента территории бывшей Российской империи и являлась многонациональной республикой. За период с лета 1918 г. по 1920 г. на территории РСФСР возникло более 20 национально-автономных образований (республик и областей). Параллельно с РСФСР возникают государственные образования советского типа на Украине и в Белоруссии. В Средней Азии, после ликвидации силой оружия Хивинского ханства и Бухарского эмирата, образовались Хорезмская и Бухарская Народные Советские республики. В последующем Красная Армия, под предлогом оказания помощи трудящимся Закавказья, заняла Армению, Грузию и Азербайджан, где была установлена Советская власть. Новые республики принимали собственные конституции и создавали системы органов государственной власти и управления, аналогичные РСФСР. Одновременно шел поиск новых экономических, политических и военных форм сотрудничества с Советской Россией.
К концу 1921 г. на территории бывшей Российской империи сложилась конфедерация республик единого советского типа. Основой конфедерации был вначале военно-политический, а позднее хозяйственно-политический союз. Отсутствие единых центральных органов власти и управления заменялось делегированием их функций органам РСФСР. В 1921—1922 гг. были ликвидированы таможенные границы между республиками, на общих принципах стало строиться налоговое законодательство. Бюджеты республик формировались в рамках общего бюджета России.
К концу 1922 г. сложились предпосылки для объединения Советских республик в единое государство. Вопрос стоял только в том, на какой основе осуществлять объединение. 30 декабря 1922 г. четырьмя республиками — РСФСР, Украиной, Белоруссией и Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республикой было провозглашено новое государство — Союз Советских Социалистических Республик (СССР).
В соответствии с Конституцией СССР (1924) в исключительное ведение Союза входили: внешние сношения и торговля, решение вопросов о войне и мире, организация и руководство вооруженными силами, общее руководство и планирование экономики и бюджета, разработка основ законодательства, утверждение и изменение основных начал Конституции. Границы и территория союзной республики могли быть изменены только с ее согласия. За каждой республикой сохранялось также и формальное право выхода из Союза. В 1924 г., после смерти В.И.Ленина, фактическим руководителем партии и государства в СССР становится И.В.Сталин.
Высшим органом власти СССР объявлялся съезд Советов, а в период между съездами — Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК), который состоял из Совета Союза и Совета Национальностей. ЦИК формировал высший исполнительный и распорядительный орган — Совет Народных Комиссаров СССР.
Важным этапом в развитии советской государственности и национально-территориального устройства страны стало принятие в 1936 г. новой, так называемой “сталинской” Конституции СССР. В том же году была преобразована Закавказская Федерация, вновь распавшаяся на 3 союзные республики — Грузию, Армению и Азербайджан. Автономные республики в составе РСФСР — Киргизия и Казахстан — также были преобразованы в союзные. В конце 1939 г. после военных походов Красной Армии, в состав СССР были включены Западная Украина и Западная Белоруссия. В 1940 году территория Советского Союза была расширена в связи с присоединением Эстонии, Латвии, Литвы, а также Северной Буковины и Бессарабии, где была образована Молдавская ССР.