ЗАНЯТИЕ №1: Приемы и способы оказания первой медицинской помощи в полевых условиях. Тренировка практических навыков оказания ПМП.
- Приёмы и способы оказания первой медицинской помощи в полевых условиях.
Военнослужащий должен уверенно владеть методами остановки кровотечения, иммобилизации, наложения повязок, искусственного дыхания и непрямого ручного массажа сердца.
При оказании ПМП при ранении прежде всего необходимо остановить кровотечение, затем закрыть рану повязкой в целях защиты от дополнительного попадания инфекции, а при переломах костей наложить шину и ввести противоболевое средство из шприц-тюбика, что значительно уменьшает опасность, а нередко и предупреждает возникновение у раненого шока.
Для временной остановки кровотечения применяют следующие способы: прижатие кровоточащего сосуда пальцем, наложение кровоостанавливающего жгута (закрутки), максимальное сгибание конечности, наложение давящей (тугой) повязки.
Главная задача первой помощи при переломах костей – немедленно сделать отломки костей неподвижными, придав конечности неподвижное положение (иммобилизация конечности). Это осуществляется наложением шины. Шина может быть стандартной (табельной) или изготовляться из подручного материала (доски, куски фанеры, палки, оружие и т. п.).
Первая помощь при вывихах заключается в наложении шины или повязки в целях фиксации конечности в том положении, которое наиболее удобно для пострадавшего. Вправлять вывих может только медицинский работник.
При ушибе необходимо наложить давящую повязку, создать ушибленной области максимальный покой, а при подозрении на перелом наложить шину или иммобилизировать другим способом.
При оказании ПМП при контузии контуженному необходимо ввести обезболивающее средство, при необходимости дать противорвотное средство, создать покой.
При ожогах в первую очередь необходимо вынести пострадавшего из места воздействия источника, вызвавшего ожог, и быстро сорвать с него горящую одежду или укутать его шинелью, плащ-палаткой или каким-либо другим материалом. На обожженную поверхность наложить повязку с помощью перевязочного пакета индивидуального, предварительно сняв с пострадавшего обгоревшую одежду. Если одежда пристала к обожженному участку тела, срывать её нельзя. При значительных ожогах конечностей и туловища необходимо создать хорошую иммобилизацию обожженных участков.
При обморожении следует хорошо растереть обмороженные участки тела рукой или мягкой тканью. Одновременно с растиранием необходимо заставлять пострадавшего делать активные движения пальцами, кистью, стопой. Растирание продолжают до видимого покраснения обмороженного участка кожи. При необходимости следует наложить стерильную повязку.
В случае появления пузырей на коже обмороженных участков тела необходимо наложить повязку и направить пострадавшего в медицинский пункт.
При поражении электрическим током (электротравма) необходимо освободить пострадавшего от действия электрического тока (выключить рубильник, выключатель). После освобождения пораженного от действия тока следует немедленно приступить к проведению искусственного дыхания («изо рта в рот») и непрямого ручного массажа сердца. Проводить эти мероприятия следует до тех пор, пока не появится самостоятельное дыхание.
При утоплении сразу после извлечения пострадавшего из воды немедленно освобождаются дыхательные пути от воды и инородных предметов (песка, растительности и т. д.). После этого проводится искусственное дыхание («изо рта в рот» или «изо рта в нос»). При отсутствии у пострадавшего сердцебиения одновременно с искусственным дыханием производится наружный закрытый массаж сердца.
- Тренировка практических навыков оказания ПМП.
Главное внимание на занятиях обращается на усвоение солдатами практических навыков. Теоретический материал должен излагаться только в том объеме, в каком это необходимо для сознательного выполнения практических приемов.
Отработку приемов на занятиях целесообразно проводить в такой последовательности: показ приема руководителем, выполнение обучаемыми приема по элементам (40-50%), тренировка в выполнении всего приема в установленными нормативами время. На показ приема целесообразно отводить 20-30% учебного времени, на выполнение – 40-50% и на тренировку –
20-30%. Для лучшего усвоения практических приемов целесообразно делить подразделения на группы, в которых поочередно одни обозначают раненых, другие отрабатывают прием. Переходить к отработке очередного приема можно только после усвоения предыдущего.